ПДД РФ: 6. Сигналы светофора и
регулировщика

6.1.
В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и
бело-лунного цвета. В зависимости от назначения сигналы светофора могут
быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда
и Х-образные. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две
дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок),
которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
- зеленый сигнал разрешает движение;
-
зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его
действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для
информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца
горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
- желтый
сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14
Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
-
желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии
нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об
опасности; красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
- Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3.
Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и
зеленого цветов*, имеют то же значение, что и круглые сигналы
соответствующего цвета, но их действие распространяется только на
направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка,
разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено
соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая
стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной
секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой
секцией.
6.4. Если
на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка
(стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции
светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал
дополнительной секции.
6.5.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то
его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При
этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов
(велосипедистов). Для регулирования движения велосипедистов может
использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного
размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером
200x200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6.
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей
части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым
сигналом.
6.7. Для
регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части,
в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным
сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти
сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над
которой они расположены. Основные сигналы реверсивного светофора могут
быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали
вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей
смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую
указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора,
который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой
1.9, въезд на эту полосу запрещен.
6.8.
Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных
транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут
применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми
сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение
разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного
или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево,
средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних
сигнала, то движение запрещено.
6.9.
Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном
переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При
выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение
разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к
переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующее значение.
- Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо,
безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам
разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение
всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
- Правая рука вытянута вперед:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем
транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны
правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
- Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех
направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные
водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может
применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11.
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью
громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на
транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему
месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13.
При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком
6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке — перед пересекаемой
проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех
пешеходам; перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом
15.4 Правил; в других местах — перед светофором или регулировщиком, не
создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых
разрешено.
6.14.
Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил,
разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче сигнала
находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это
невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки
противоположных направлений.
6.15.
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора,
требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если значения
сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета,
водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16.
На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом
светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий
участников движения о запрещении движения через переезд.
(*) Вместо
красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые
красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными
стрелками.
|